Как вы помните, я хотел написать о гражданской войне в Колумбии. Но тут на avtonom.org появился хороший материал о сапатистском сопротивлении в Мексике, и я решил сперва тоже написать на эту тему.
Чьяпас - самый южный и самый бедный штат Мексики, не меньше 1/4 населения которого составляют крестьяне-индейцы (в основном потомки майя и ацтеков). Географически Чьяпас расположен рядом с Центральной Америкой, одним из самых неблагополучных регионов в современном мире. Если вы читали роман О'Генри "Короли и капуста", то знаете, что там описана как раз типичная центральноамериканская республика, и за 100 лет там мало что изменилось. Если в южных странах региона (Коста-Рика и Панама) жизнь еще более менее нормальная по меркам Латинской Америки, то Сальвадор, Гондурас, Гватемала и Никарагуа давно уже держат позорные первые места в рейтингах стран мира по уровню преступности, да и по уровню бедности населения впереди них только юг Африки. Сюда же можно отнести и карликовое государство Белиз, которое хоть и не относится к Латинской Америке, но находится в том же регионе. О том, что творилось в этих странах в 1960-80х годах, хорошо говорит эта цитата:
"...В Сальвадоре у истоков движения стояла Националистическая Демократическая Организация, или ОРДЕН (аббревиатура названия организации, одновременно — испанское слово «порядок») под управлением Хосе Альберто Медрано... Коммунистов Медрано, по его собственным утверждениям, обличал легко и просто в любом разговоре: за коммунистов сходили все, кто говорит про империализм США, выступает против олигархии, против военных во главе государства и «применения мер» к недовольным. ОРДЕН официально не был связан с государством, действовал под лозунгом: «Ничто, сделанное для защиты родины, не может считаться противозаконным»... Рядовой состав организации формировался, в основном, из деревенских бедняков, для которых служба была источником средств существования. Эскадроны смерти не столько воевали с собственно партизанами, сколько занимались целенаправленным уничтожением «нежелательных элементов», к которым относились руководители и рядовые члены любых демократических организаций, коммунисты, социал-демократы и христианские демократы, профсоюзные деятели. Так, за пять лет с 1970 по 1975 год в Гватемале пропало без вести около 15 тысяч человек. Большинство из них считаются жертвами эскадронов смерти. В 1980-е годы, во время гражданской войны, жертвами массовых убийств стали индейцы майя. Принято считать, что в результате действий армии и проправительственных эскадронов смерти погибло более 75 тыс. индейцев. Около 50 тыс. майя бежали в Мексику"
В Колумбии аналогичные организации называются собирательным термином "парамилитарес", но о них речь пойдет в другой раз. И в Центральной, и в Южной Америке парамилитарес выполняли в первую очередь роль своего рода дружин при помещиках, позволяющих им держать в страхе крестьян и физически уничтожать всех левых политиков еще на дальних подходах к избирательным участкам. (Ничего не напоминает, правда? А именно, ситуацию в еще одной, куда более большой и куда менее теплой стране. Какие отморозки работают в охране многих наших крупных бизнесменов, ни для кого не секрет. Правые тоже засветились в охране интересов крупного бизнеса - вспомните хотя бы историю с "Гладиаторами" и Химкинским лесом)
Впрочем, сейчас политическая обстановка в Сальвадоре начинает стабилизироваться. На выборах 2009 года неолиберальная партия ARENA проиграла на выборах социалистам из FMLN, бывшим левым партизанам. Пока еще рано говорить о каких-то результатах правления FMLN, но прошлой осенью они начали жесткую борьбу с местными бандами ("мара", самая известная и опасная - Mara Salvatrucha). FMLN также выступают за объединение с Гондурасом, а в перспективе - за объединение всей Центральной Америки на основе социализма. При этом они подчеркивают, что никакие права и свободы населения не должны ущемляться.
А вот в Мексике ситуация пока меняется только к худшему. Сейчас уже можно говорить о полномасштабной гражданской войне между наркотеррористами, "мара", правительственными войсками и населением. Большая и подробная статья на эту тему есть здесь, но нас интересует другой конфликт - в штате Чьяпас.
Движение сапатистов (Ejército Zapatista de Liberación Nacional, EZLN) было образовано небольшой группой геваристов в Чьяпасе 17 ноября 1983 года. Основной задачей движения в то время было сотрудничество с общинами индейских крестьян для обороны против бандитов и парамилитарес. К первому января 1994 года численность EZLN возросла до нескольких тысяч человек, которые смогли без всякого сопротивления занять семь основных городов штата. Тем не менее, правительство вскоре направило туда войска, которые выбили сапатистов в леса. В Мексике начались протесты с участием сотен тысяч людей (а теперь представьте себе что-то подобное в России...), после чего правительство было вынуждено начать переговоры с EZLN.
Требования EZLN:
- Главное требование - отказ от неолиберальной экономической политики, выход Мексики из NAFTA;
- Признание право населения Чьяпаса и других штатов на самоуправление и прямую демократию;
- Признание прав и культуры индейских народов.
Символика EZLN - красная «коммунистическая» звезда в центре черного «анархического» полотнища. Члены EZLN носят черные маски. Всем известный лидер EZLN - субкоманданте Маркос - никогда не появлялся на публике без маски.
В общем можно сказать, что EZLN - одно из самых крупных и успешных современных антиавторитарных движений, и их идеология очень близка к анархизму. Сейчас EZLN известны во всем мире, хотя район их непосредственного присутствия так и не расширился дальше Чьяпаса и соседнего штата Оахака. EZLN не желают сотрудничать ни с "официальными" мексиканскими левыми, ни с правительствами Чавеса в Венесуэле и Моралеса в Боливии, ни с левыми правительствами в Бразилии, Уругвае и Чили. Даже на севере Мексики о EZLN мало что знают, официальная пропаганда выставляет их террористами (информация из "первых рук", так сказать), хотя по сравнению с леворадикалами в Колумбии и Перу EZLN - на редкость мирное движение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий