суббота, 12 марта 2011 г.

Кокаиновая республика: FARC, M-19 и другие участники конфликта в Колумбии

Если помните, то я давно уже обещал написать про гражданскую войну в Колумбии, но все откладывал это дело на потом, так как тема очень большая. Тем не менее, написать про это надо, потому что инфы на русском по этой теме довольно мало - в лучшем случае у нас слышали про Пабло Эскобара и аббревиатуру "ФАРК", и все. Конечно, все эти события очень далеки от нас, но знание всей этй истории поможет, как минимум, лучше понять, о чем поют колумбийские группы вроде Regimen или Struck 9. Кроме того, как вы увидите дальше, политические тенденции в Колумбии и России местами поразительно похожи.

Колумбия - вторая по численности населения страна в Южной Америке после Бразилии (45 миллионов человек, из которых половина - метисы, 1/5 - белые, где-то 1/4 - негры и мулаты, оставшиеся несколько процентов - чистокровные индейцы. Около 30% населения - крестьяне, выращивающие кофе, хлопок, табак, сахарный тростник, рис, кукурузу, а также кокаиновый куст (но об этом речь пойдет потом и отдельно). Большая часть крестьян - метисы и негры, живущие довольно бедно. Кроме того, Колумбия очень богата природными ресурсами - от нефти и угля до изумрудов.

Большая часть населения живет в горных районах на западе страны. На крайнем востоке и юге - непроходимые леса ("сельва"), в которых жить невозможно никому, кроме малочисленных индейцев... ну и партизан, конечно. Между горами и сельвой - равнины ("льянос" по-испански), выглядящие примерно так:

В отличие от большинства латиноамериканских стран, Колумбия почти полностью избежала военных переворотов, но тем не менее почти вся ее история - это история гражданских войн. Нынешняя гражданская война не прекращается с середины XX века - сначала между либералами и консерваторами, затем между левыми партизанами и армией.

Интересущий нас период войны начинается с 1950х годов, когда крестьяне, спасаясь от конфликта между либералами и консерваторами, образовали автономные коммуны в труднодоступных горных районах. Конечно, их сложно сравнивать с анархо-коммунами в Арагоне, но тем не менее и они были весьма политизированы. После кубинской революции правительство начало рассматривать эти коммуны как серьезную угрозу. В итоге в 1964 году армия попыталась разгромить самую крупную и успешную из коммун, "Маркеталию". Тем не менее ее жители во главе с Педро Антонио Марином (позднее прославившемся под именем Мануэль "Тирофихо" Маруланда) отбили атаку, а в 1966 году приняли решение о создании ультралевого партизанского движения в масштабе всей страны, которое было названо FARC-EP ("Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia – Ejército del Pueblo", "Революционные вооружённые силы Колумбии — Армия народа").

До 1980-х годов ФАРК не играли особой роли в конфликте. В центре внимания в то время было "Движение 19 апреля" (M-19) - городские партизаны, начавшие деятельность после фальсификации выборов 19 апреля 1970 года.

Лично мне идеология M-19 сначала показалась не слишком симпатичной и близкой к национал-большевизму. Тем не менее, в Колумбии почти все считают их героями, "настоящими коммунистами и анархистами", так что им виднее. В конце 1980-х после нескольких громких акций M-19 и FARC пошли на соглашение с правительством и сформировали легальные политические партии. Лучше бы они этого не делали. К началу 90х почти все члены этих партий (как минимум несколько сотен человек) были убиты "эскадронами смерти", в результате M-19 были почти полностью выведены из игры, а FARC продолжили партизанскую борьбу, но уже гораздо более радикальную.

В то же время стараниями Медельинского картеля во главе с Пабло Эскобаром была налажена контрабанда кокаина в США, в итоге у наркомафии на руках оказались миллиарды долларов. Все ключевые фигуры в правительстве и на местах были подкуплены наркобаронами, уровень убийств в Колумбии побил все мировые рекорды, страна по сути превратилась в криминальную помойку. 

Торговля кокаинов поспособствовала и росту партизанского движения: обкладывая "данью" наркоторговцев, повстанцы смогли получить средства на покупку оружия и экипировки, и создать настоящие армии.

Вот так и выглядели силы ФАРК лет 10 тому назад, когда организация была на пике могущества и насчитывала около 20 тысяч боевиков. Существовали (и до сих пор существуют) более мелкие группы партизан, с которыми у ФАРК имелись серьезные идеологические разногласия - например, ELN (расшифровывается так же, как и EZLN, только без "Zapatista"):

В основе идеологии этих группировок лежит боливарианизм - особый сорт левой иделолгии, появившийся в Латинской Америке, и названный в честь Симона Боливара, освободившего этот регион в начале XIX века от власти испанцев. Боливар сейчас является, наверное, самым почитаемым национальным героем в Колумбии и Венесуэле. В основе боливарианизма лежат следующие идеи:

  • антиимпериализм (борьба против глобального засилья США и американских корпораций, за установление экономического суверенитета);
  • прямая демократия (способ правления, при котором все решения принимаются референдумами или иными формами народного волеизъявления);
  • борьба с коррупцией;
  • справедливое, на благо народа, пользование природными ресурсами;
  • направление патриотических чувств народа в русло защиты всех этих принципов;
  • объединение всей Латинской Америки (или по крайней мере, Колумбии, Венесуэлы, Эквадора, Перу и Боливии) под этой идеологией. 

Эти принципы пытался воплотить в жизнь Уго Чавес в Венесуэле, но уже сейчас можно сказать, что у него ничего не получилось. Вместо справедливого распределения доходов от продажи нефти получилась лишь подкормка нищеты, преступность поднялась до запредельных масштабов, а прямая демократия так и осталась только на бумаге. Ничего не получилось в итоге и у FARC - но в первую очередь потому, что они увлеклись сотрудничеством с наркоторговцами и забыли о своем имидже в глазах местного населения.

ФАРК довольно редко вступали в открытые бои с правителственными силами, предпочитая тактику hit-and-run. Единственная крупная военная операция, в которой они приняли участие - это рейд на город Миту, находящийся на самом юго-востоке страны глубоко в сельве. Очень советую посмотреть это документальное видео - оно дает очень сильный эффект присутствия в самой гуще тех событий:

Как уже было сказано, ФАРК к тому времени превратились в настоящую армию, но их авторитет в глазах колумбийцев с каждым годом все больше падал из-за их жестокости, а также постепенного превращения в чисто коммерческую организацию, живущую за счет наркотерроризма и похищения людей, и забывшую о своих идеологических корнах. Большие деньги портят очень многих, и ФАРК не стали исключением.

В 2002 году к власти в Колумбии пришел Альваро Урибе - неолиберальный, проамериканский политик, пообщещавший положить конец гражданской войне и криминалу. Урибе во многом похож на Путина с его заявлениями про "мочить террористов в сортире" - в итоге и тот и другой достигли определенных успехов в борьбе с повстанцами, но сильно лучше от этого не стало. В итоге что в Колумбии, что в России была построена "вертикаль власти" с жестким прессингом всех несогласных, а в повстанческом движении остались в основном только наиболее упертые отморозки, убивающие всех подряд - причем их число со временем опять начало расти что в Колумбии, что на Кавказе.

Кроме того, во время президентства Урибе серьезно активизировалась еще одна беда Колумбии - ультраправые бандиты, известные как "парамилитарес". Крупные землевладельцы в Колумбии и других странах и раньше использовали парамилитарес для того, чтобы держать в страхе крестьян и защищаться от левых партизан (колумбийские законы это разрешают), но при негласной поддержке правительства Урибе обьединенная организация парамилитарес, известная как AUC (Autodefensas Unidas de Colombia): 

История AUC началась с 1981 года, когда ФАРК взяли в заложники ультраправого землевладельца Хесуса Кастаньо.  Хотя Кастаньо был весьма состоятельным человеком, его дети (которых у него было 12) смогли собрать только четверть суммы, требуемой для выкупа, и в итоге боевики убили его. Братья Фидель, Карлос и Висенте Кастаньо поклялись отомстить за отца, но в то время у них было немного возможностей для этого. Фидель, которому в то время было уже за 30, занимался наркотерроризмом, контрабандой изумрудов, а иногда и просто грабежом. Младшие братья тоже активно готовились к криминальной карьере - в частности, Карлос, который в то время был подростком, сотрудничал с эскадронами смерти MAS, а в 1983 году отправился в Израиль на тренировки (когда его позднее спрашивали, где его научили убивать мирных жителей, он отвечал, что именно там). Позднее, в конце 80х, он работал наемным убийцей на службе у Пабло Эскобара. Тем временем Фидель, командуя группой парамилитарес под названием Los Tangueros, истреблял всех крестьян в своей провинции, кого он подозревал в связях с партизанами. К 1987 году количество погибших от рук парамилитарес превысило количество убитых партизанами, и правительство начало принимать меры против них, но это не помешало Фиделю и Карлосу создать в 1994 году еще более крупную карательную организацию под названием ACCU.

Если подробно описывать события тех лет, то статья разрастется до совершенно неприличных размеров, поэтому всех интересующихся я отправляю сюда. Здесь же скажу только, что в 1997 году Карлос принял командование самой мощной группировкой парамилитарес за всю историю Колумбии - AUC (Фидель к тому времени уже был убит якобы боевиками ФАРК). В начале 2000х годов благодаря полной безнаказанности и сотрудничеству с колумбийской армией, количество погибших от рук AUC составило до 70-80% от всех жертв гражданской войны.

Если перечислять все преступления, совершенные AUC, то не хватит никакого места. Несмотря на то, что парамилитарес ставили своей главной целью борьбу с партизанами, в реальности они обычно уклонялись от прямых столкновений с хорошо вооруженным противником, предпочитая истреблять мирных жителей. Хорошо известно, что каратели во время своих рейдов рубили живых людей на куски с помощью мачете и бензопил, распарывали им животы крючьями для мяса, играли отрезанными головами в футбол... про простые масоовые убийства и изнасилования я уже не говорю. Сообщают также, что существовала практика насиловать в присутствии крестьян их домашний скот, но это уже больше похоже на фантазии пресс-службы ФАРК:

"Солдатня и их охотничьи псы-«парамилитарес» и в деревнях, и прямо на дорогах насилуют женщин и девочек, которых потом либо убивают, либо бросают зараженными венерическими болезнями, от каковых те позднее часто умирают. Распространена омерзительная практика, когда каратели в присутствии индейцев насилуют их домашний скот – ослов, мулов, лошадей..."

В 2004 году Карлос Кастаньо был убит по приказу своего же брата, Висенте. Если Карлос все же был незаурядным и в некотором роде талантливым человеком (в Европе первой половины XX века он вполне мог бы стать фигурой уровня Гитлера или Муссолини), то Висенте был обычным наркобандитом. Впрочем, через 6 лет и его постигла та же судьба - он был убит наркотеррористами под командованием Диего "дона Берны" Бехарано (также одного из бывших командиров AUC), его тело было сожжено и сброшено в реку Каука.

Оставшись без лидера, AUC начали разваливаться, и в 2006 году большинство боевиков сложили оружие. В 2008 году наиболее одиозные лидеры парамилитарес во главе с неким "Хорхе 40" были высланы в США, где к ним тоже накопилось множество претензий - в основном из-за непрекращающегося потока кокаина из Колумбии, подогревающего преступность уже в самих Штатах. Учитывая, что США и американские корпорации (в том числе Кока-Кола) в свое время активно поддерживали AUC, то все это выглядит по меньшей мере иронично.

Что мы имеем на данный момент? Ничего хорошего. ФАРК хоть и потеряли большую часть личного состава, но из отдаленных районов страны они никуда не делись, и при этом активно похищают детей из деревень для пополнения своих рядов. Так как в Колумбии на данный момент большая часть населения (особенно городского) их ненавидит, они начали распространять свое поле деятельности на соседние страны - Венесуэлу, Эквадор, Перу, Бразилию. В Перу, в частности, они пользуются поддержкой немалой части крестьян, так как местные партизанские движения - "Сияющий путь" и другие - пользуются еще более скверной репутацией, и на этом фоне ФАРК выглядят пристойно. В Венесуэле они пользуются официальной поддержкой со стороны Чавеса (за что в Колумбии его любят не больше, чем в России - Саакашвили).

Парамилитарес также никуда не делись, несмотря на то, что AUC официально больше не существует. Торговля кокаином продолжает приносить огромные доходы, и в стране продолжают действовать наркотеррористические банды вроде "Черных орлов" ("Aquillas Negras"). Хотя Урибе, в прошлом сам непосредственно связанный с наркотерроризмом и лично Пабло Эскобаром, больше не президент, парамилитарес до сих пор пользуются почти полной безнаказанностью и поддержкой немалой части населения (в немалой степени - благодаря гос.пропаганде, представляющей их жертв как жертв ФАРК). Впрочем, и армия по своему уровню развития тоже недалеко ушла от бандитов - известно, например, немало случаев, когда солдаты убивали мирных жителей и затем выдавали их за боевиков ФАРК. Журналисты, главы профсоюзов, да и вообще все, кто пытается разобраться с ситуацией с правами человека в Колумбии, регулярно получают угрозы от парамилитарес (далеко не пустые - журналистов там постоянно убивают) и обвинения в сотрудничестве с "фарианскими террористами". Опять же, ничего не напоминает?... Ну а быть профсоюзным активистом там быть вообще практически невозможно - остается или молчать, или идти в партизаны. Это при том, что народ там, как и вообще везде в Латинской Америке, политически активный - акции протеста с легкостью собирают до нескольких десятков тысяч человек, среди которых немало женщин (сравните это с Россией, где акция в несколько сот человек в Москве и несколько десятков в замкадье - уже большая удача).

Пока что единственная надежда на изменение ситуации к лучшему связана с партией Хорхе Робледо, которая собирается проводить боливарианскую политику цивилизованным путем. Хотя США вряд ли потерпят приход к власти в Южной Америке еще одного нелояльного к ним режима, после того как они уже потеряли для себя Кубу, Венесуэлу, Эквадор, Боливию, Сальвадор и Никарагуа (да и правительства Бразилии и стран на юге континента тоже вряд ли можно назвать проамериканскими). А пока Колумбия остается самой опасной страной для левых активистов в обеих Америках, а по количеству беженцев и вынужденных переселенцев она пропускает вперед только Судан. Это означает огромное количество бомжей и нищих в пригородах, которые служат отличной средой для возникновения все новых банд наркотеррористов и правых парамилитарес. Вот вам и "успехи" неолиберализма...

В качестве дополнительного чтения по теме могу порекомендовать книгу А.Цаплиенко "Экватор", начиная с 17 главы и где-то до 20. Хотя там много "джеймсбондовщины" и сексуальных фантазий автора, в целом написано неплохо.

1 комментарий:

  1. Материал интересен.Некоторые сравнения ,например ФАРК и чеченских мятежников неуместны.Автор называет партизан ФАРК отморозками.Вряд ли это так.Думаю ,что партизаны не забыли о гибели сотен своих легальных представителей по Патриотческому союзу.

    ОтветитьУдалить